Фрагмент для ознакомления
2
Развитие цифровых технологий изменило наше поведение, связанное с обучением, общением и социализацией в обществе. Благодаря тому, что расширился доступ к образовательным ресурсам и появились возможности сотрудничать со сверстниками и преподавателями в режиме реального времени цифровые технологии открыли новые возможности для образования и личностного роста. Однако технологии также создали ряд проблем, таких как зависимость, социальная изоляция и отвлекающие факторы, которые могут иметь значительные последствия для психического здоровья и благополучия человека.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в настоящее время интенсивность спектра возможностей, которые дают информационно-коммуникативные технологии и интенсивность воздействия на человека информационной среды настолько обширна, что с трудом поддается регуляции. Из этого вытекает ряд специфических особенностей, отличающих развитие молодежи от тех условий, которые существовали еще 10 - 15 лет назад.
Современные дети и молодежь находятся под постоянным и интенсивным воздействием информационных потоков, одновременно поступающих по разным каналам. Они живут в условиях двоичности мира: реального и виртуального, причем в цифровом мире количество времени молодёжь проводит все больше. Множество видов деятельности и возможностей перешло в формат цифрового пространства: коммуникация через социальные сети и мессенджеры, обучение с помощью дистанционных информационно-телекоммуникационных технологий, широкий спектр возможностей для досуга (видео, игры и др.), востребованность цифровых профессий и работа «не выходя из дома», возможности заниматься бизнесом и совершать покупки через интернет-магазины и многое другое.
С одной стороны, цифровой мир расширил возможности для современной молодежи. Но, с другой стороны, интенсивное воздействие цифровых технологий и продолжительность погружения в виртуальную реальность негативно сказывается на жизни человека в реальности, на его когнитивные способности и психику. Кроме того, возникли такие специфические угрозы, которых не было ранее: нехимические формы зависимости.
В последние годы вопросы воздействия цифровой среды на человека являются одним из актуальных направлений исследований в областях психологии, педагогики, социологии, технических и других научных дисциплин. Несмотря на широкий спектр исследований, большинство научных публикаций констатируют положительные и отрицательные факторы влияния информационных технологий на человека, но пока отсутствует комплексное понимание проблемы. В публикациях последних лет, исследователи озвучивают новые данные и ставят новые вопросы, требующие дополнительного изучения. И большая часть этих вопросов связана с особенностями развития молодежи в условиях цифровой реальности и проблема уменьшения рисков психологической, когнитивной, поведенческой деформации личности. Вышесказанное обусловило выбор темы исследования.
Тема исследования: «Психологические особенности развития молодежи, опосредованное цифровыми технологиями».
Цель работы: на основе теоретического анализа исследований в области психологии и педагогики выявить ключевые особенности психологического развития молодежи в условиях цифровой реальности.
Объект исследования: процесс развития молодежи.
Предмет исследование: когнитивное-поведенческие и психологические особенности молодежи, связанные с ее развитием и обусловленные влиянием информационных технологий.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа зарубежных и российских исследований выявить особенности жизни и формирования современной молодежи в условиях цифровой реальности.
2. Изучить специфику воздействия информационных технологий на когнитивное и психологическое развитие современной молодежи.
3. Определить психологические проблемы, риски и ресурсы развития современной молодежи, связанные с использованием информационных технологий.
Гипотеза исследования: психологическое развитие современной молодежи будет опосредовано особенностями цифровых технологий, влияющими на их социальное взаимодействие, эмоциональное состояние и психосоциальное благополучие.
Методологические основания исследования: культурно-исторический подход; принцип развития; принцип единства сознания, деятельности, личности; современные концепции социальной адаптации.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение полученных результатов.
Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении представлены актуальность рассматриваемой проблемы и основной методологический аппарат исследования.
В первой главе рассмотрены зарубежные и российские исследования, посвященные проблемам информатизации современного общества и затрагивающие аспекты психологического, когнитивного и социального развития детей и молодежи под влиянием информационных технологий.
Во второй главе рассмотрены психологические проблемы, возникающие у молодежи в процессе формирования под воздействием современных информационных технологий: нехимические зависимости, паттерны аддитивного поведения, когнитивные эффекты, опосредованные цифровыми технологиями.
Приведен обзор и анализ ключевых положений и результаты исследований, опубликованные в работах:
1. Российских исследователей: З. Н. Сергеевой, Р. А. Савастенко, А. С. Мохаммад, А. Н. Гуреевой, П. А. Киреевой, Е. М. Ожогиной, И. Е. Медведевой, Г. У. Солдатовой, Е. И. Рассказовой, Т. А. Нестик, Т. Марцинковской, О. В. Рубцовой, С. С. Воложаниной, Т. О. Бобровой, Л. Г. Зверевой, А. А. Сафонова, А. Г. Платоновой, Н. Я. Яцковской, С. Н. Джуринской, Е. С. Шкарбан, А. Е. Войскунского, А. Ю. Егоровым, Н. А. Кузнецовой, Е. А. Петровой, Т. В. Ермоловой, А. В Литвинова, Н. Б. Флоровой, Т. О. Бобровой [1-30].
2. Зарубежных исследователей: Дж. Блек (J. Black), К. К. Ядав (K. K. Yadav), Л. Дж. Редди ( L. J. Reddy), А. Газзали (A. Gazzaley),Э. Морони (E. Moroney), С. С. Ли ( S. S Lee), Э. М Эбберт (A. M. Ebbert) ) и С. С. Луфар (S. S Luthar), группа из 21 исследователей под руководством Олатц Лопес-Фернандес (Olatz Lopez-Fernandez),З. Хуссейн (Z.Hussain), К. Киркабурун (K.Kircaburun), М. Савчи (M.Savci), М.Д. Гриффитс (M.D.Griffiths), Е. Бергоут ( E. Berghout) и др. [31-40].
3. В списке литературы приведены сведения о 40 научных публикациях, на основе которых была подготовлена данная работа, объемом страниц
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ И ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
1.1. Информационные технологии в современном мире
Новые технологии постоянно меняют мир. Современные информационные технологии позволили расширить границы реального мира, создав альтернативные виртуальные реальности. Объем информации ежесекундно возрастает, так же как постоянно совершенствуются технологии по ее передачи, приему, интерпретации, сохранению.
Компания Seadate и IDC обнародовала доклад «Data Age - 2025», в котором рассматриваются тенденции развития мировых данных. По прогнозу экспертов, каждый день создается 2,5 квинтиллиона байт данных новой информации и к 2025 году общий объем информации в мире может достичь примерно 163 зеттабайта и это будет соответствовать примерно десятикратному росту по сравнению с 2016 годом.
Исследователь Дж. Блек (J. Black) [32] подробно изучает тенденции изменения мира под влиянием информационных технологий. Он рассматривает процессы изменения европейской цивилизации под влиянием совершенствования информационных технологий в историческом контексте и отмечает огромную значимость влияния информационного поля как на развитие отдельных народов и стран, так и на каждого человека, в частности.
Регулирование смыслового наполнения предлагаемой обывателю информации позволяло во все времена формировать определённые качества личности, знания и умения, мировоззренческие установки и паттерны поведения [1].
Сегодня информационные потоки настолько возросли и ежесекундно увеличивается, что контролировать и регулировать их с каждым днем становится все сложнее. Можно сказать, что в настоящее время практически невозможно взять под контроль весь поток информации, который нас окружает. Кроме того, появилось очень много информационных раздражителей, которые получили название «информационный шум». Это реклама, постоянные всплывающие уведомления, бесконечные объявления, настойчивые рассылки, огромное число мелких информационных сообщений в разных формах, которые ежесекундно окружают современного человека и воздействуют на его психику, сознание, поведений. Фактически, современный ребенок и взрослых развивается в окружении постоянных информационных раздражителей и вынужден беспрестанно получать и обрабатывать информацию одновременно из разных источников: визуальную, тактильную, аудио и др.
Цифровой мир привнес в нашу жизнь много преимуществ и удобств, но он также создал ряд новых проблем и дилемм, особенно для молодежи. Использование цифровых технологий стало повсеместным, и молодые люди проводят в Сети больше времени, чем когда-либо прежде.
Современные информационные технологии расширяют возможности обработки, хранения и передачи информации. Создают новые форматы для социального взаимодействия и общения. Растет использование искусственного интеллекта (ИИ) в бизнесе, например, чат-ботов и навигационных приложений. Эта технология будет приобретать все большее значение в бизнесе еще и потому, что вычислительные мощности и программное обеспечение становятся дешевле и более широко доступны.
Исследователи З. Н. Сергеева [23], Е. Бергоут (E. Berghout) [33], Р.А.Савастенко, А. С.Мохаммад [22], А. Н. Гуреева, П. А. Киреева [8], А.А. Григорьева [7] рассматривают социальные медиа и социальные сети как один из факторов значимого влияния на формирование детей и подростков, а также воздействующие на психику взрослых людей. Распространение социальных сетей в ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм, Фейсбук и иных, а также виртуальных сообществ в мессенджерах изменяет формы и содержания коммуникации, выдвигает новые требования к личности.
Хотя цифровой мир имеет много положительных аспектов, он также может оказывать негативное воздействие на психическое здоровье молодежи.
Исследователь Е.М. Ожогина определяет Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) как «совокупность технологий, которые обеспечивают фиксацию информации, а также её обработку, передачу, распространение и раскрытие», где средствами являются компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи [18]. Она отмечает, что «современные подростки – это первое поколение, рожденное в эру цифровых технологий».
Процесс вовлечения в информационное виртуальное пространство и формирование под воздействием ИКТ психики, личности и поведения человека Е.М. Ожогина называет «киберсоциализацией» [18]. Исследователь отмечает, что «Киберсоциализация влияет на усвоение молодёжью социальных норм, изменение мотивов и установок, формирование ценностных ориентаций» [18].
В настоящее время наиболее киберсоциализация осуществляется под воздействием преимущественно информации из телекоммуникационных систем (ТКС) и виртуального пространства сети Интернет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боброва Т. О. Влияние компьютерных и информационных технологий на познавательно-интеллектуальные способности детей // Экономика и социум. – 2016. – № 3 (22).
2. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 1. – С. 90–100.
3. Войскунский А. Е. Диагностика зависимости от интернета: сравнение методических средств / А. Е. Войскунский, О. В. Митина, А. А. Гусейнова, Н. Э. Рустамова // Медицинская психология в России. – 2015. – № 4 (33). – С. 1–10.
4. Войскунский А. Е. Диагностика зависимости от интернета: сравнение методических средств // Киберпсихология [Интернет-портал] - 2018 - Режим доступа: https://cyberpsy.ru/articles/internet-zavisimost-sravnenie-metodik/?ysclid=lhw7yd5h1h60023801 - Доступ свободный – Рус. яз.
5. Воложанина С. С. Влияние информационных технологий на развитие познавательной активности детей / С. С. Воложанина, К. В. Лоханева // Сайт педагога-исследователя. – [Б. м., б. г.]. – URL: http://sisv.com/publ/vlijanie_informacionnykh_ tekhnologij/6-1-0-641 (дата обращения: 18.05.2021).
6. Газзали А. Рассеянный ум. Как нашему древнему мозгу выжить в мире новейших цифровых технологий: пер. с англ. / А. Газзали, Л. Д. Розен. – М. : Эксмо, 2019. – 416 с.
7. Григорьева А. А. Социальное развитие личности подростка в условиях общедоступности современных информационных технологий // Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога: материалы регион. науч.-практ. конф. – СПб., 2019. – С. 195–201.
8. Гуреева А. Н., Киреева П. А. Особенности медиакоммуникации молодежи с государством в социальных сетях. – 2023. – Режим доступа: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150126 - - Доступ свободный – Рус. яз.
9. Егоров Ю. А. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью / А. Ю. Егоров, Н. А. Кузнецова, Е. А. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т. 5, № 2. – С. 20–27.
10. Ермолова Т. А. Компьютерная зависимость и компьютерная грамотность: две стороны единого процесса / Т. А. Ермолова, А. В. Литвинов, Н. Б. Фролова // Современная зарубежная психология. – 2017. – Т. 6, № 4. – С. 46–55.
11. Зверева Л. Г. Влияние ИКТ на уровень воспитания школьников / Л. Г. Зверева, А. А. Сафонова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 2–1. – С. 126–128.
12. Касьянов, В. В. Социология Интернета : учебник для вузов / В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 459 с.
13. Короленко Ц.П., Лоскутова В.А. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе Интернета // Бюллетень СО РАМН. - 2004. - № 3 (113). - С. 45-51.
14. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость в медицинской парадигме // Интернет-зависимость: психологическая зависимость и динамика развития / ред.-сост. А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2009. - С. 152-164.
15. Марцинковская Т. Психологические аспекты технологического общества //Психологические исследования. – 2018. – Т. 11. – №. 62. – Режим доступа: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/249 - Доступ свободный - Рус. яз. . - Дата обращения: 18.05.2021.
16. Медведева И. Е. Распространение интернет–технологий в России и «гуглизация» сознания молодежи / И. Е. Медведева, С. В. Крошилин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 3. – С. 9–19.
17. Степанов, О. А. Противодействие кибертерроризму в цифровую эпоху : монография / О. А. Степанов. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 103 с.
18. Ожогина Е. М. Влияние информационно–коммуникационных технологий на систему ценностных ориентаций современных старшеклассников // Система ценностей современного общества. – 2012. – № 24. – С. 165–169.
19. Осуховская Е. С., Скрининговая диагностика игровой аддикции у школьников Украины // Здоровье ребенка. – 2011. – № 8(35). – С. 48-53.
20. Платонова А. Г. Влияние современных типов компьютерной техники на функциональное состояние зрительного анализатора школьников 13–14 лет / А. Г. Платонова, Н. Я. Яцковская, С. Н. Джуринская, Е. С. Шкарбан // Здоровье и окружающая среда. – 2013. – № 23. – С. 144–148.
21. Рубцова, О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно- историческая психология – 2019. – Т.15 – №3– С. 117–124.
22. Савастенко Р. А., Мохаммад А. С. Влияние социальных сетей [facebook и instagram] на подростков в Иордании, Саудовской Аравии и Йемене //Проблемы востоковедения. – 2023. – Т. 99. – №. 1. – С. 15-21.
23. Сергеева З. Н. Социальные медиа как новая институциональная структура осуществления коммуникаций молодежи //Society and Security Insights. – 2023. – Т. 6. – №. 1. – С. 56-65. – Режим доступа:
24. Солдатова Г. У. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладение и родительская медиация / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3 (15). – С. 36–48.
25. Солдатова Г. У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, Т. А. Нестик. – Москва : Смысл, 2017. – 375 с.
26. Солдатова Г.У., Никонова Е.Ю., Кошевая А.Г., Трифонова А.В. Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. C. 8—21. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090401
27. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие/ А.Е. Вишнева, Е.И. Рассказов, Г.У. Солдатова, О.И. Теславская, С.В. Чигарькова. – М.: 2022. – 356 с.
28. Соловьева О. В. Влияние цифровизации образования на развитие познавательных способностей и интеллекта обучающихся / О. В. Соловьева, С. Д. Кокорова // Личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной среды высшей школы : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Ставрополь, 2019. – С. 141–144.
29. Социология молодежи: учебник для вузов / Р. В. Леньков [и др.] ; под редакцией Р. В. Ленькова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 357 с.
30. Щербак, А. В. Информационная безопасность : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Щербак. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 259 с.
31. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
32. Янг К. Тест интернет-зависимости [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberpsy.ru/tests/internet_addiction_test_young/ – Доступ свободный – Рус. яз.
33. Black J. The power of knowledge: how information and technology made the modern world. – Yale University Press, 2014.- 504 p. – URL: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=bYD9AQAAQBAJ&oi=fnd&pg=PR9&dq=Information+technologies+in+the+modern+world&ots=9XAPHBBVx4&sig=zMNN0KEjMoTp9jBT0gcAjRb5L-g&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false - Accepted 20.05.2023
34. Advanced Digital Auditing: Theory and Practice of Auditing Complex Information Systems and Technologies [eBook] / supported by Prof. Dr. J. R. ter Horst, Prof. Dr. H. R. Commandeur; Editors Egon Berghout, Rob Fijneman, Lennard Hendriks, Mona de Boer, Bert-Jan Butijn. – Springer Nature Switzerland A, 2023. – 256 p. - URL: https://library.oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/59385/978-3-031-11089-4.pdf?sequence=1#page=15 - Accepted 20.05.2023
35. Ellahi A. Computer users at risk: Health disorders associated with prolonged computer use / A. Ellahi, M. Shahid Khalil, F. Akram // Journal of Business Management and Economics. – 2011. – Vol. 2(4). – P. 171–182. – URL : https://www.e3journals.org/cms/articles/ 1330776576_Abida%20et%20al.pdf (access date: 31.05.2021)
36. Hussain Z. et al. The role of aggression in the association of cyberbullying victimization with cyberbullying perpetration and problematic social media use among adolescents / Z.Hussain, , K.Kircaburun, , M.Savci, M.D.Griffiths //Journal of Concurrent Disorders. – 2023. – URL: https://irep.ntu.ac.uk/id/eprint/48247/ - Accepted 20.05.2023
37. Kimberly S. Young; Cristiano Nabuco de Abreu (26 October 2010). Internet Addiction: A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment. John Wiley and Sons. pp. 11–. ISBN 978-0-470-55116-5. Retrieved 19 March 2012.
38. Lopez-Fernandez O. et al. Problematic Internet Use among Adults: A Cross-Cultural Study in 15 Countries //Journal of Clinical Medicine. – 2023. – Vol. 12. – №. 3. – P. 1027. – URL: https://www.mdpi.com/2077-0383/12/3/1027 - Accepted 20.05.2023
39. Moroney E. et al. Digital media use frequency, online behaviors, and risk for negative mental health in adolescents in high-achieving schools / Elizabeth Moroney, Steve S Lee, Ashley M Ebbert, Suniya S Luthar //Clinical Child Psychology and Psychiatry. – 2023. – Vol. 28. – №. 1. – P. 237-254. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/13591045221108834 - Accepted 20.05.2023
40. Runions K. C. Toward a conceptual model of motive and self-control in cyber-aggression: Rage, revenge, reward and recreation // Journal of Youth and Adolescence. 2013. Vol. 42. № 5. P. 751–771. DOI: 10.1007/s10964-013-9936-2
41. Yadav K. K., Reddy L. J. Psychological effects of technology on college students //Journal of Clinical Otorhinolaryngology, Head, and Neck Surgery. – 2023. – Т. 27. – №. 1. – С. 1805-1816.